Зарядка после дневного отдыха в ДОУ: особенности проведения в подготовительной группе
Зарядка после обеденного сна тонизирует организм и помогает быстрее проснуться. В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) преподаватели стремятся выработать привычку заниматься спортом у детей, делая веселые упражнения под музыку и стихотворения. Подбираются гимнастические комплексы в зависимости от возрастной категории. Базовые движения делаются в постели. Остальные этапы зарядки проводятся в отдельном помещении (в теплой или прохладной комнате) или на улице.
Содержание статьи:
О пользе зарядки в детском возрасте
Полноценное развитие малыша подразумевает занятия спортом. Приучать к нему необходимо как можно раньше. Желательно демонстрировать все на своем примере и заниматься вместе. Регулярное получение физических нагрузок оказывает благотворное влияние почти на все функции организма, проявляется оно в следующем:
- повышение устойчивости к стрессовым ситуациям и болезням;
- стимуляция нервной системы;
- ускорение обменных процессов;
- положительное воздействие на дыхательную систему;
- улучшение работы сердца;
- повышение когнитивных способностей.
Гимнастика после дневного отдыха в дошкольном учреждении
Гимнастика после сна в ДОУ проводится под музыку, сопровождаясь детскими стихами, в игровой и познавательной форме. Действуют воспитатели строго в соответствии с ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами). Цель зарядки заключается в поднятии настроения, тонизировании мышечных тканей и профилактике сбоев в опорно-двигательной системе. Для достижения поставленных задач используются следующие методы:
- использование комплексов физических и дыхательных упражнений;
- поочередное проведение занятий в теплых и прохладных комнатах;
- применение вспомогательных атрибутов;
- осуществление водных процедур.
Проводится зарядка согласно информации рекомендательного характера, собранной в общепринятой картотеке. Комплексы разбиты по месяцам. Инетерсно знать! В качестве пособий используется книги о физкультурных занятиях в детсаде, написанные Людмилой Пензулаевой, и конспекты НОД других воспитателей.
Особенности выбора упражнений и тактики занятий в зависимости от возраста
Гимнастику после дневного сна в детском саду проводят воспитатели, опираясь на возраст детей. У младших групп большая часть упражнений осуществляется в кроватке. Для малышей постарше подготавливаются специальные развивающие считалки и веселые задания с целью стимулирования умственных способностей.
Подробности приведены в таблице:
Группа | Возраст | Описание |
---|---|---|
В ясельной группе | 1,5-2 | Ребенок до 2 лет уже достаточно физически развит, чтобы находиться в детском садике. Проблемы могут возникнуть из-за психологического фактора. В таком нежном возрасте дети очень привязаны к матерям и несильно хотят общаться со сверстниками. Воспитателям необходимо постепенно вводить бодрящие упражнения после обеденного сна с целью выработки привычки заниматься спортом и поддержания мышечных тканей в тонусе. Большинство движений выполняется в кроватке. |
В младшей группе | 2-3 | К 3 годам дети осваивают многие навыки самообслуживания и способны выполнять более сложные действия. Прерывать сон рекомендуется упражнениями для улучшения настроения и общего тонизирования организма. Дополнительно применяются контрастные воздушные ванны. |
Во второй младшей группе | 3-4 | Малыши уже лучше понимают, что происходит вокруг, поэтому акцент необходимо делать на эмоциональной составляющей зарядки. Важно правильно подобрать музыку , ее громкость и стишки для создания позитивной атмосферы после пробуждения . |
В средней группе | 4-5 | Дети стали более эмоционально окрепшими. Особое внимание во время занятий необходимо перенести со слов и музыки на количество упражнений. Не менее важно добавить в программу больше дыхательных и профилактических комплексов. |
В старшей группе | 5-6 | К 5-6 годам дети становятся более активными и все меньше желают спать в обеденное время. Необходимо корригировать программу в сторону увеличения продолжительности занятий. Допустимо использование прочих атрибутов (скакалки, ленты, кегли) и введение тренировок на специальных тренажерах. |
В подготовительной группе | 6-7 | У детей уже неплохо развиты личностные качества. Подчеркивать умственный и психический уровень следует с помощью игровых комплексов. На первый план должны выйти командные действия. По возможности стоит вводить элементы задач на смекалку для полноценной подготовки к школе. |
Основные моменты проведения зарядки после обеденного отдыха среди детей 6-7 лет
Гимнастика после сна в подготовительной группе длится не более 15 минут. Отведенного времени должно хватить, чтобы взбодрить детей. Поможет в достижении цели знание тонкостей проведения занятия:
- Акцент идет на полученные ранее нагрузки. Если дети сильно устали до обеденного отдыха, воспитатель снизит количество физических упражнений, сделав мини-тренировку, или насытит занятие игровыми моментами.
- Бег хорошо взбадривает организм, особенно во время утренней зарядки. После обеденного сна лучше снизить его продолжительность или использовать только в подвижных играх.
- В качестве профилактики плоскостопия рекомендовано добавить в гимнастический комплекс ходьбу по специальным коврикам.
- Детей, просыпающихся раньше других, стоит обучить нескольким отдельным упражнениям с тренажерами или на разминку конечностей для самостоятельного выполнения.
- Проводится зарядка в майке и трусиках. Носки нужны только для некоторых танцевальных движений. Если в программе есть лазанье по канату, то необходимо трико.
Правила обеденной зарядки
Сотрудники детских садов должны не только следовать принятым стандартам, но и учитывать погодные условия и желания воспитанников. Последние два пункта помогут сохранить здоровье и положительный психоэмоциональный фон детей. Во избежание ошибок стоит запомнить правила проведения занятий после обеденного сна:
- Запрещается насильно заставлять ребенка делать упражнения. Воспитатель должен узнать причину отказа и найти компромисс.
- Перед занятиями в зале проводить дополнительную разминку не нужно. Базовые упражнения уже были выполнены во время зарядки.
- При карантине программа занятий корректируется в зависимости от ситуации и указаний врачей.
- На свежем воздухе зарядка проводится в летние месяцы. При отсутствии противопоказаний и низком уровне заболеваемости допустимы занятия на улице в более прохладную пору.
Алгоритм распределения нагрузки
Порядок распределения нагрузки во многом зависит от наличия специализированной направленности группы. При нарушении осанки подбирается комплекс для предотвращения сбоев в опорно-двигательной системе. Аналогично решаются прочие проблемы. Стандартная схема выглядит следующим образом:
Номер этапа | Описание | Движения | Длительность (в минутах) |
---|---|---|---|
1 | По мере просыпания выполняются базовые движения в кроватки и рядом с ней. | Медленные потягивания и махи | 3 |
2 | Начинаются активные нагрузки в прохладной комнате. В приоритете ходьба. Затем необходим переход в теплое помещение для выполнения движений, предотвращающих развитие проблем с опорно-двигательным аппаратом. | Различные способы ходьбы. Работа с тренажерами и дополнительным инвентарем. | 5-6 – первая половина в холодной комнате, а вторая – теплой. |
3 | Дети переходят в прохладную комнату для выполнения дыхательных упражнений. | Элементы, взятые из комплексов дыхательных гимнастик. | От 30 секунд до 4 минут. Время увеличивается постепенно. |
Примерные комплексы гимнастики
В картотеках, содержащих упражнения для воспитанников детского сада, комплексы разбиты по месяцам. Воспитателям остается ориентироваться на готовый материал и применять его в своей практике. Примеры популярных упражнений приведены в таблице:
Вид | Особенность исполнения | Упражнения |
---|---|---|
Пассивный этап | Лежа в кроватке | Велосипед»: - Лечь на спину. - Ногами делать движения, имитирующие прокрутку педалей. • «Горка»: - Сесть на кровать. - Опираясь на ноги и руки, приподнимать таз и возвращаться в исходное положение. • «Потягивание»: - Не вставая с кровати, тянуться руками вниз вдоль тела. Затем вверх над головой. - Ногами тянуться в обратном направлении. • «Кошечка»: - Стать, опираясь на локти и колени. Взгляд направлен перед собой. - Вытянуть спину дугой, опустив голову. - Задержаться на 2-3 секунды и вернуться в первоначальное положение. • «Змейка»: - Лежа на спине, перекатываться сбоку набок. |
Активный этап | Рядом с постелью | • «Любознательный ребенок»: - Положить руки на талию. - Поворачивать голову влево-вправо, вверх-вниз. • «Мельница»: - Расставить ноги. - Начать крутить руками вперед, а затем назад. • «Птица»: - Оставаясь в том же положении, потянуться руками вверх. - Вернуться в исходную позицию. • «Гуси»: - Расположить руки на талии, а ноги по ширине плеч. - Прогнуться туловище вперед. Верхние конечности отвезти назад. - Начать шипеть, подражая гусям. • «Мяч»: - Прыгать на месте. |
В прохладном помещении | • 1 цикл: - Ходить вдоль комнаты. Шаги должны чередоваться (5 крупных, 5 небольших). - Начать подниматься на носочки, стараясь руками максимально вытянуться вверх. - Перейти на походку «цапли» (высоко поднимать колени). - Пробежать несколько кругов в умеренном темпе. - Закончить тренировочный комплекс приседаниями и прыжками в длину. • 2 цикл: - Шагать на носочках в обычном темпе. Руки поднять в сторону потолкаю - Продолжить ходьбу, но с периодическими остановками на одной из нижних конечностей. Ориентиром является команда воспитателя. - Перейти в полусидящую позицию и продолжить движение. Руки прижать к талии. - Завершить комплекс походкой «цапли» в быстром темпе. | |
В теплой комнате | • Прыгуны»: - Прыгать на месте. Первые пять раз слегка отрывать ноги от пола. Затем еще столько же высоко подпрыгивать. • «Елка»: - Стать на колени, положив руки на уровень талии. - Вытянуть правую нижнюю конечность вбок. - Руки расставить по сторонам. - Повторить упражнение на другую ногу. | |
Элементы из дыхательной гимнастики | В прохладном помещении | • Змейка»: - Вытянуть язык, насколько возможно. - Постараться коснуться подбородка его кончиком. • «Лошадь»: - Цокать языком, чередуя темп и создавая звуки похожие на стук копыт. • «Голуби»: - Выдыхая, произносить «гули-гули». - Когда воздуха останется совсем мало, громко сказать «кыш». • «Коровка»: - На выдохе произносить «му». • «Поезд»: - Начать ходьбу по комнате, произнося «чух-чух». Верхние конечности согнуть в локтях. |
Закаливающие процедуры в детском саду
Методики закаливания организма должны быть предусмотрены образовательной программой ДОУ. В обязательном порядке подбирается индивидуальный подход к каждому воспитаннику, чтобы избежать проблем со здоровьем. Ориентироваться можно на перечень эффективных способов укрепления иммунитета, используемых в детских садиках:
- Обмывание прохладной водой.
- Упражнения на свежем воздухе. В холодную пору занятия проводятся в прохладной комнате при температуре до 20°.
- Ходьба по специальным коврикам.
- Движения ногами в тазиках с водой.
Гимнастика после обеденного отдыха в детском садике тонизирует организм и помогает быстрее проснуться. Длится занятие около 15 минут. Для прививания любви к спорту воспитатели добавляют в программу стишки, музыку и веселые упражнения. Дополняется полученный эффект закаливающими процедурами.